GISMETEO: Погода по г.Арти

Почему у сельских школьников знания хуже?

Одной из главных целей введения ЕГЭ стало стремление повысить доступность высшего профессионального образования для способной молодежи, в том числе и для выпускников сельских школ. Однако статистика свидетельствует, что процент первокурсников из села, поступивших в высшие учебные заведения в 2009 году на бюджетные места остался очень низким. Впрочем, ЕГЭ здесь совершенно ни при чем. Прежде всего, такая ситуация связана с невысоким уровнем знаний выпускников сельских школ. Но почему это происходит, если в таких школах обучение фактически индивидуальное из-за малой наполняемости классов?

Казалось бы, в классе, где пять-семь учащихся, а то и два-три, научить можно всех и каждого. Индивидуальные возможности каждого ребенка педагогам отлично известны. Система обучения, по сути, индивидуальная. Контроль знаний в классах с малой наполняемостью буквально тотальный. На каждом уроке каждый день можно опрашивать всех учащихся. В этих условиях качество знаний вроде бы должно быть на высоте!

Добавим к этому, что по уровню оснащенности компьютерами, сельские школы находятся даже в более выгодном положении, чем городские. Есть такой показатель в обиходе, как число учащихся на один имеющийся компьютер. По этому показателю сегодня практически любая школа на селе, насчитывающая минимум пять-шесть компьютеров, опередит крупную городскую школу. В сельских учебных заведениях имеются и интерактивные доски, и мультимедийные проекторы, и другие современные технические средства, позволяющие повысить качество знаний учащихся. Средства есть — знаний нет!
В чем причина?

На мой взгляд, существует целый ряд причин, препятствующих повышению качества обучения в малочисленной школе. Они носят как объективный, так и субъективный характер. Безусловно, на относительно низкое качество знаний сельских школьников влияет невысокий образовательный и культурный уровень родителей. Сказывается и недостаток учреждений культуры на селе, — никакой Интернет не заменит отсутствие библиотек, музеев, театров.

Также есть ряд причин, связанных со школой. В малокомплектных школах отсутствует возможность иметь специалистов по каждому предмету. Нередки случаи, когда, к примеру, учитель труда ведет еще и физику, а словесник преподает историю. Конечно, учителям-совместителям сложно дать детям прочные знания. Но ведь и по основному своему предмету сельские педагоги не могут дать достаточно знаний, не говоря уже о подготовке к олимпиадам. Результаты сдачи ЕГЭ также показывают, что у городских выпускников качество знаний заметно выше.

Понятно, что эффективность учебного процесса в малокомплектных школах в целом крайне низка. И одной из существенных причин этого является отсутствие системы обучения и методики преподавания, которые учитывали бы особенности классов с малой наполняемостью. Представляете, учитель приходит в класс на урок, а перед ним за одной-двумя партами умещается весь класс! Чисто психологически педагогу тяжело объяснять новый материал, когда его изо дня в день слушают два-три человека.


«Да что я буду распинаться перед тремя учениками?» — невольно думает учитель.

Даже если учитель отлично знает учебный материал по предмету, ему нелегко заставить себя выкладываться, что называется, «на все сто». «Да что я буду распинаться перед тремя учениками?» — невольно думает учитель. И вслух произносит примерно следующее: «Ребята, откройте учебник, читайте самостоятельно новый параграф. Кому что будет непонятно, спросите меня». Реально так и происходит во многих случаях. О каком тут качестве знаний говорить тогда? И осуждать педагогов в такой ситуации вряд ли стоит. Допустим, если в зрительном зале театра имени Вахтангова будет сидеть два зрителя, — вряд ли даже блистательный Василий Лановой продемонстрирует выдающееся актерское мастерство.

Мне представляется два выхода из ситуации, связанной с низким качеством обучения сельских школьников. Первый способ решения проблемы, которая существует десятилетия, основан на создании абсолютно новой системы обучения в малокомплектной школе. Классно-урочная система здесь себя не оправдывает! Для наглядности можно взять физкультуру. Как можно научить школьников играть в волейбол, если количества учеников в классе, считая мальчиков и девочек, не хватает даже на одну полную команду, а их нужно для игры две? В основу новой системы должны быть положены совершенно иные принципы, отражающие возможности, с одной стороны, индивидуального обучения, а, с другой стороны, разновозрастного обучения. Их нужно разумно сочетать. Естественно, требуется и принципиально иная методика преподавания. Правда, пока не слышно, чтобы Минобразования и Академия педагогических и социальных наук озаботились бы вопросом разработки новой системы обучения для малокомплектных школ.

Второй вариант решения проблемы связан с закрытием малочисленных школ и переводом учащихся в базовые школы. Если до райцентра 10-15 километров, то легче купить автобус, который будет возить школьников учиться в город. Дети от этого только выиграют! Данный вариант к тому же и гораздо экономичнее. Представляете, сколько нужно средств, чтобы содержать здание школы, отапливать его, освещать? Если в школе учится 30-40 учеников, то бюджетные затраты на одного школьника становятся колоссальными!

Вот только при закрытии малокомплектных школ приходится сталкиваться с двумя негативными моментами. Первый связан с устоявшимся мнением, что без школы у села нет будущего. Как показывает практика 60-х годов, когда повсеместно закрывались школы в неперспективных деревнях, это, на самом деле, так. Большинство родителей постепенно уедут из населенного пункта, где отсутствует школа. Второй момент связан с высвобождением большого числа учителей, которым работу в селе будет просто не найти.

Так что же делать?..

 
Главная.    Для учеников.   Для учителей.   Официальные документы.   Методическая страничка.   Реализация ФГОС.   События, конкурсы.   Школьная газета.   Самоуправление.   Школьный музей.   Спорт.   Контакты.